Смертельные рейсы
 

Смертельные рейсы

15.01.2013

В погоне за деньгами нелегальные перевозчики забывают о цене человеческой жизни

По одним лишь официальным данным, объем рынка пассажирских нелегальных перевозок в Молдове составляет около 200 млн. леев в год.


Ежегодно нелегалы становятся виновниками 70% аварий и по их вине гибнут люди.

ВИДЕО: Смертельные рейсы


Тем не менее изо дня в день по междугородным маршрутам страны они продолжают беспрепятственно перевозить тысячи пассажиров. И, как убедились журналисты «Панорамы», государственные инстанции в борьбе с ними бессильны.


«За бабло у всех поместится»

– Чтоб вы поехали с багажом, двумя детьми и заплатили только за одно место? Ну нет, найдите тогда водителя, который возьмет вас.

– Шкуродеры!

– Как шкуродеры, женщина? Вы же с двумя детьми! Одно место стоит 50 леев. Место – 50 леев.

– Хорошо, я вам заплачу.

Это сцена на нелегальном вокзале в Кишиневе: пассажирка с двумя малолетними детьми пыталась сторговаться с нелегальными перевозчиками. Водители вынуждали женщину заплатить за поездку в Бельцы тройную стоимость: за себя, за двух малолетних детей и за коляску.

На кишиневской стоянке с женщины содрали тройную плату: за себя, двух малолетних детей и за коляску

Увы, среди этих здоровых мужиков так и не нашлось ни одного, кто согласился бы не брать у нее дополнительные деньги за провоз детей и коляски. Охотнее эти «герои» обсуждали наглое, по их мнению, поведение мамаши.

– За бабло у всех поместится, а без бабла не поместится! – восклицал один водитель.

– Чтобы перевезти коляску, как правило, берут машину, – отвечал второй.

– Не, я беру сто леев, – хвастал третий водитель.

Этой женщине повезло. «Бабло» у нее нашлось, а потому до Бельц она доехала быстро и, главное, невредимой. А вот некоторым другим пассажирам, предпочитающим поездки нелегальными рейсами, везет меньше.


Печальная хроника

Многие еще не забыли первоиюньскую трагедию близ Яловен, произошедшую по вине водителя маршрутки. По предварительной информации, водитель выполнял нелегальный рейс с пассажирами, которых вез с похорон. Очень торопился, так как, работая на регулярном маршруте в Кишиневе, наверняка хотел успеть вернуться в город до конца рабочего дня. В спешке не заметил автоцистерну. После столкновения с места аварии увезли четырех погибших пассажиров.


На этой стоянке в Бельцах ежедневно загружаются около 80 микроавтобусов и автобусов, выезжающих в нелегальные рейсы.

1 ноября 2011 года. Водитель маршрутки, выполнявший нелегальный рейс из Новых Анен в село Шерпены, решил по-быстрому проскочить перед поездом. Не успел. Погибли семеро пассажиров.

К сожалению, сотни других случаев с участием в ДТП нелегалов проходят мимо новостных сводок. А статистика показывает: из года в год во время незаконных поездок маршруток или такси по Молдове аварии случаются еженедельно. И каждый новый нелегальный рейс может стать смертельным.

Вот официальная статистика. 2010-й год. По вине водителей маршруток в Молдове произошло 60 аварий, результат которых – 109 покалеченных и трое погибших. 2011-й год 60 аварий, 108 покалеченных и семеро погибших. А за 5 месяцев 2012-го произошло 43 аварии, в которых 72 человека получили ранения различной степени тяжести, а
четверо погибли. Кстати, несколько последних ДТП случилось буквально в последние дни, когда эта статья уже была почти написана. И, нужно обратить внимание, нынешний год еще не закончен.


Степень риска

Представители компетентных структур в один голос заявляют, что по вине нелегалов происходит большинство ДТП, в которые попадает общественный транспорт.

– Нелегальными можно считать те перевозки, которые практически не соответствуют специальным требованиям. То есть водитель или хозяин транспортной единицы, даже при наличии лицензии, выполняет рейсы без определенного графика перевозок, утвержденного Министерством транспорта совместно с Национальным агентством автотранспорта. Не имея данного разрешения, они работают по самым прибыльным маршрутам, там, где больше всего людей, – рассказывает Валериу Чубук, вице-министр транспорта и дорожной инфраструктуры.

По словам Чубука, в результате незаконных пассажироперевозок по республиканским маршрутам в карманах нелегалов ежегодно оседают 200 млн. леев. То есть это те деньги, которые могли бы пойти на развитие автотранспорта регулярных рейсов, на выплату налогов государству. Самыми прибыльными маршрутами считаются Кагульский район и Бельцы. В этих направлениях каждый день работают несколько сотен частных извозчиков.


Валериу Чубук признает, что кто-то при должности покрывает перевозки

Пользуясь нелегальными рейсами, ежедневно тысячи пассажиров рискуют пополнить печальную статистику ДТП.

– Во время поездки в автобусе или маршрутке нелегального рейса пассажир подвергает свою жизнь опасности. Ведь водители этих рейсов не проходят медицинского освидетельствования, а исправность транспортной единицы, как правило, не проверяется ежедневно, как того требует законодательство, – говорит Чубук.


Жесткие правила правильной игры

Чтобы посмотреть, как проверяют автобусы и маршрутки на регулярных рейсах, мы отправились в Кагул. На местном автотранспортном предприятии АТП-8 механик Вячеслав продемонстрировал нам обыденную для легальных перевозчиков процедуру проверки транспорта перед рейсом.

– Повороты, наружное освещение, свет (ближний, дальний), противотуманные, дворники, – стоя перед автобусом, командует водителю механик.

– В результате проверки обнаружили утечку воздуха в тормозной системе. Неисправности фиксируем в специальном журнале, выписываем заявку на ремонт, и в мастерской механик по ремонту дает слесарю указания устранить все неполадки, – рассказывает Вячеслав.

– А нелегалы работают без всякого ежедневного осмотра у механика. Их интересуют только деньги, – включается в беседу Николай Лазарь, директор АТП-8.

По словам Лазаря, безопасность волнует нелегалов в последнюю очередь.

– В погоне за наживой они часто лихачат на дорогах, набивая транспорт пассажирами, постоянно обгоняют друг друга. Но это до поры до времени, – считает директор АТП-8.

Кроме техосмотра водитель каждого транспортного средства обязан перед рейсом пройти медицинскую проверку. Но этого не происходит. И техническое состояние некоторых машин, перевозящих людей, оставляет желать лучшего. Тем не менее, как мы убедились, от рассвета до заката из Кагула в Кишинев выезжают десятки маршруток, груженных людьми. Каждая новая загрузка проходит в центре Кагула – под боком легального автобусного перрона.


«Я никого не убиваю!»

Кагульские водители, которых официально называют нелегалами, пытаются убедить нас, что выполняют все рейсы законно. И даже лицензии показывают.

– Мы работаем по патенту, как такси. И каждый месяц получаем путевку, за которую официально платим, – рассказывает водитель, назвавшийся Иваном.
Директор местного автовокзала Олег Суручану уверяет, что наличие одной лишь лицензии не дает права регулярно выполнять междугородные рейсы. По закону, необходим путевой лист либо, если рейс заказной, требуется поименный список всех пассажиров.

– Когда нелегалов останавливает полиция, они показывают документы на свои фирмы и пытаются доказать, что выполняют рейс по заказу. На самом деле это не так, никто их не заказывал, они останавливают пассажиров еще до кассового пункта легальных автоперронов. Предлагая свои услуги, нелегалы убеждают людей, что за два часа они доедут до Кишинева. Но те аварии, которые случаются по Молдове и были в прошлом в Кагуле, доказывают, что быстро доехать не значит туда попасть, – говорит Суручану.

Этот комментарий журналисты «Панорамы» брали за несколько месяцев до трагедии у Яловен, в которой погибло четверо пассажиров. Но и в Кагульском районе бывали страшные аварии по вине нелегалов. В 2003 году за селом Зырнешты маршрутка на сумасшедшей скорости влетела в строительный кран. Уставший водитель-нелегал по дороге в Кишинев уснул за рулем. В вечный сон ушли и 10 пассажиров. Об их гибели сегодня напоминают 10 крестов на обочине.

Хотя со дня той аварии в районе прошло девять лет, нелегальные перевозчики по-прежнему разъезжают по стране, уверяя, что никого не убивают и не обворовывают, а кагульское направление остается одним из самых прибыльных.

– Я не ворую и никого не убиваю. Эту машину не заработал на ворованные деньги. Пока дети росли, ездил с женой на заработки в Россию. Надоело, вернулся назад, купил микробус и работаю. Я хочу трудиться на родине, а в Россию пускай русские едут, – говорит водитель так называемой нелегальной маршрутки, не пожелавший назвать свое имя.

– Нет, они воруют, воруют у государства. Не платят за выполнение рейсов ни копейки. Это чистое воровство! – парирует Николай Лазарь. По его словам, если бы водители нелегальных рейсов работали как положено, то им пришлось бы приобретать билеты для пассажиров на автовокзалах, получать график поездок и строго придерживаться этого графика, поскольку при нескольких отказах выходить в рейс согласно установленному графику у фирм, выполняющих легальные перевозки, Министерство транспорта может отобрать лицензию. Правила работы на легальных рейсах действительно достаточно жесткие. Потому легальные перевозчики и возмущаются беспределом в сфере нелегальных перевозок.

– Они же пока не загрузятся – никуда не едут. А наши водители обязаны выезжать в рейс независимо от того, сколько у них пассажиров. Поскольку нелегалы часто загружаются перед нашими рейсами, многие легальные автобусы остаются без людей и вынуждены выполнять рейсы пустыми или полупустыми. А нелегалы едут груженные туда и обратно! – восклицает Лазарь.

По его словам, большинство нелегалов кроме невыполнения всех технических правил загрузки еще и уклоняются от налогов.

– А кто же будет платить пенсии в стране? Ведь когда-то за нас кто-то работал и отчислял налоги, мы за кого-то работаем, за нас кто-то будет работать... Мы обязаны исполнять свой гражданский долг и платить налоги, чтобы старики не оставались без пенсий, – считает Николай Лазарь.


В процессе...

Кроме стремления уклоняться от налогов у многих нелегалов, по словам водителей регулярных рейсов, есть еще одна поблажка – пробелы в законодательстве. То есть за выполнение незаконных рейсов, если их останавливает полиция, нелегалы платят штрафы, не соизмеримые с санкциями, предусмотренными для регулярных перевозчиков.

– Если полиция обнаруживает у меня трех пассажиров-безбилетников, я вынужден платить штраф в размере 10 тыс. леев. Это если первый раз найдут нарушение. Второй раз – 25 тыс. леев, а третий – 50 тыс.! А нелегалы каждый раз отделываются составлением протокола и штрафами в 150-300 леев. Что за законы у нас?! – возмущается водитель регулярных рейсов из Кагула Василий Бежан.

В Министерстве транспорта уверяют, что скоро карающая десница закона коснется и нелегалов. То есть благодаря особому плану, выполнение которого поручено 1 февраля совместной комиссии из представителей МВД, Минтранса и фискальных органов, нам обещают первые победы в неравном бою. Для этого даже ввели в административный кодекс поправки, повысив штрафы за незаконную перевозку пассажиров.

– Физическим лицам, управляющим транспортным средством вместимостью до 8 пассажиров, за незаконную перевозку людей полагается наказание в виде штрафа в размере от 100 до 120 условных единиц, а для юридических лиц от 350 до 400 условных единиц. А для транспорта вместимостью свыше 8 пассажиров закон предусматривает штраф для физических лиц в размере от 120 до 140 и для юридических от 400 до 450 условных единиц, – говорит Петру Мититюк, заместитель главы Управления наземного транспорта
при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры.

Валериу Чубук уверяет, что «мы в постоянном процессе найти ту форму, которая позволит максимально исключить данные перевозки». Складывается впечатление, что процесс кого-то занимает больше, чем конкретные результаты.

– На сегодняшний день Министерство транспорта не имеет права проверять маршрутки, выполняющие нелегальные рейсы, если они не находятся на территории автовокзала. Вправе только Дорожная полиция, – констатирует Мититюк.

В свою очередь, начальник Управления дорожной полиции Молдовы Серджиу Армашу признает, что проблема есть, но ее должны решать сообща все министерства. А пока эта совместная работа не налажена.

– Это давнишняя проблема. Пока не подключатся все, мы не изменим ситуацию. Надо работать, всем-всем надо работать, – сказал журналистам «Панорамы» Армашу.

Этот комментарий начальник Дорожной полиции Молдовы давал в день аварии у Яловен, в нескольких метрах от места гибели четырех человек. По обыкновению, после трагедии премьер призвал компетентные органы срочно навести порядок на дорогах, в том числе и в сфере пассажироперевозок.

В канун Пасхи, когда пассажиропоток на незаконных рейсах возрос в разы, нам нехотя продемонстрировали пресловутый процесс исключения незаконных перевозок. Процесс, надо сказать, нехитрый: группа представителей Минтранса, МВД и налоговой навестила место ежедневной загрузки нелегальных маршруток, следующих на Бельцы. Кстати, именно на этой столичной парковке для нелегалов, расположенной ниже центрального автовокзала (ул. Колумна) жлобы-водители содрали «бабло» с матери двоих детей. Контролеры, в свою очередь, никого не щадили: номерные знаки откручивали, протоколы составляли. Правда, поймать удалось лишь нескольких водителей, подозреваемых в нелегальных перевозках. Оставшись без номеров, они уверяли, что попали на место загрузки пассажиров совершенно случайно: сходить в туалет, купить воды...


Показательный рейд

А дальше не произошло ничего особенного. После ухода комиссии на это место снова хлынули десятки маршруток и до самого вечера беспрепятственно увозили отсюда тысячи пассажиров. И никаких полицейских даже близко не было. Возникает вопрос: кто мешал в предпраздничные дни эффективно выявлять участников незаконных рейсов? По нашей информации, мораторий на рейды поступил из правительства. Но в Министерстве транспорта уверяют, что понятия не имеют, кому это выгодно.

– Перевозки кем-то покрываются. Не секрет. Судя по тому, как они нагло себя ведут, по типу перевозок тут явно есть вопросы, – уверяет замминистра Валериу Чубук.

Вопросы есть и у руководителя 29 государственных автовокзалов Молдовы Олега Платонова.

– Мы снимали нелегалов на видео, фотографировали номера машин, делали учетные записи на каждую маршрутку и легковую машину, просили компетентные органы разобраться. И всегда поступал ответ, что да, полиция с ними борется, составляются акты, – рассказывает Платонов.

Но ситуация не улучшается. Штрафы для нелегалов по-прежнему составляют 200-400 леев – за то, что они незаконно занимаются предпринимательской деятельностью.

– Сумма штрафов мизерна по сравнению с получаемой нелегалами прибылью, – уверен Платонов, сообщив, что в 2011-м году на республиканские и международные рейсы было продано 12 млн. 700 тыс. билетов.

По его словам, если бы борьба с нелегальным пассажироперевозчиками велась эффективнее, количество проданных билетов могло возрасти до 15-16 млн. ежегодно.

«Но нелегальный транспорт сегодня серьезно подрывает экономические основы регулярных рейсов, поскольку нелегалы всегда сосредоточены буквально в нескольких метрах от автовокзалов», – констатирует Платонов.

По его словам, если бы борьба с нелегальным пассажироперевозчиками велась эффективнее, количество проданных билетов могло возрасти до 15-16 млн. ежегодно.

«Но нелегальный транспорт сегодня серьезно подрывает экономические основы регулярных рейсов, поскольку нелегалы всегда сосредоточены буквально в нескольких метрах от автовокзалов», – констатирует Платонов.


Полицейский полицейским погоняет

Вполне возможно, именно та самая полиция и заинтересована в существовании нелегальных рейсов. Ну и немножко некоторые полковники Службы информации и безопасности, а также, не исключено, сотрудники Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. Участники рынка регулярных перевозок рассказывают, что во время последнего серьезного рейда против нелегалов к проверяющим подходили высокопоставленные чиновники из МВД, СИБа и ЦБЭПК, требуя оставить нелегалов в покое. В противном случае угрожали сбором компромата против руководителей легальных транспортных компаний, их представителей и начальников управлений Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры.

– Пересажали бандитов и возглавили их бизнес, – высказал мнение один известный в Молдове чиновник, попросивший не называть его имя, дабы не лишиться должности.

В это, конечно, верить не хочется, но во время наших поездок по Молдове мы выявили любопытную особенность: среди водителей всех самых прибыльных нелегальных рейсов очень много бывших полицейских.

Вот, например, экс-заместитель комиссара полиции Кагульского района Валентин Цикэу. Появлением нашей съемочной группы он был явно недоволен. И поначалу даже пригрозил физической расправой.

Убедившись, что мы не отстанем, Цикэу набрался храбрости и показал документы, дающие, по его мнению, право перевозить пассажиров.

– Вот: лицензия, справка от нарколога, страховка. Все бумаги, которые нужно. У меня есть право работать как такси по Республике Молдова. Куда надо, туда и еду. Не имею желания разговаривать, – сказал Цикэу. В день нашей поездки в Кагул, по словам некоторых водителей, он успел выполнить на Кишинев два рейса.

Но этот бывший полицейский не единственный участник нелегальных рейсов на столицу. Однако к подобным водителям с полицейским прошлым со стороны бывших коллег настолько трепетное отношение, что это вызывает зависть у всех транспортников, в том числе у тех, которых называют нелегалами.

– Я вышел бы на пенсию, не мешал бы людям работать. А бывшие полицейские только лезут и лезут. И никто их не проверяет, – говорит водитель Иван из Кагула.

Бывших водителей-полицейских не только не проверяют, но никаких препон им не ставят в ситуациях, когда бывшие менты наводят в среде коллег свои порядки.


«Я тебя застрелю!»

В начале года один из водителей с полицейским прошлым мог убить Василия Бежана. За замечание, что негоже зазывать пассажиров перед рейсами регулярных автобусов, да еще приходить прямо на автоперрон, бывший полицейский жестоко избил Бежана.

– Еще этот мент пригрозил: если я тебя встречу в Кишиневе, вообще застрелю, – вспоминает Василий.

Вопреки здравому смыслу, агрессор с полицейским прошлым до сих пор спокойно продолжает незаконно возить пассажиров на Кишинев. А водители регулярных рейсов из Кагула продолжают молчаливо мириться с тем, что зачастую нелегалы забирают у них более половины пассажиров.

– У них есть свои «крыши», свои хозяева, которые занимают посты какие-то, наверное. Простой смертный сюда не полезет – его съедят сразу, – уверен Владимир, водитель рейса ЕтулияКишинев.

Действительно, простому смертному невозможно попасть в этот полументовской бизнес. В этом мы убедились во время эксперимента на нелегальной стоянке в Кишиневе, где попытались найти несколько попутчиков до Бельц.

– Ты хочешь заработать, а у нас какой-то план есть. Езжай лучше на северный (автовокзал. – Прим. «Панорамы») или на Старую почту, если не хочешь получить по бороде. Хочешь поехать нормально, чтоб без фингалов? Ну тогда на фиг ты здесь стоишь? Хапнешь горя и еще без людей уедешь, – уверял нас один из водителей-нелегалов.

– Ты понимаешь, каждый платит деньги за то, что работает тут. Платит определенным структурам. Не лезь сюда, – рассказывал другой.

Кулачных аргументов мы решили избежать. В Бельцы отправились порожняком.


Строили годами

А в северной столице – снова стоянка для нелегалов. Все местные о ней знают. В том числе и пассажиры. И приходят толпами, позарившись на сравнительно низкие цены и быструю езду. Местные водители приветливостью не отличились. Тоже обещали в***ть, от****ть...

– Нет, здесь не просто завоз. Здесь люди строили годами, работают. Понимаешь? – стал возмущаться один из шоферов после того, как журналист «Панорамы», назвавшись рядовым безработным, попросил позволения взять несколько попутчиков на Кишинев.

Безуспешной оказалась и попытка напроситься на работу в качестве водителя маршрутки.

– Володя, не будешь ты тут работать. Здесь места покупаются. Место стоит где-то 5-6 тыс. евро, – сказал другой водитель, который представился работником рейса из Кишинева.

Шофер Юра поведал, что все бельцкие маршрутки, выполняющие нелегальные рейсы, работают через местную фирму. Хотя он ждал своей очереди для выполнения рейса на Кишинев, никаких документов на право перевозки показать не смог. Но некоторыми секретами поделился. Если верить Юре, из Бельц в Кишинев ежедневно выезжают около 20 маршруток и 60 легковых автомобилей. А по понедельникам, пятницам и в выходные к бельцкой площадке у местного автовокзала пассажиров привозят кишиневские маршрутки.

– Самое меньше 14 бельцких машин в день выезжают на Кишинев. А еще больше водителей легковых. Тоже через фирму работают. Каждый имеет специальный график дней работы. Список нам составили в фирме. Руководители фирмы Юра Хмарный и Толя Гусан.

Как выяснилось, Юрий Хмарный – советник примэрии Бельц от Партии коммунистов. По телефону он нам рассказал, что уже больше года не занимается транспортным бизнесом. И, более того, лично заинтересован в том, чтобы решить проблему нелегальных перевозчиков.

В свою очередь, Анатолий Гусан назвал враньем все заявления о том, что его машины работают нелегально.

– Мы работаем в режиме такси и по заказу с соблюдением всех законов, – заявил Гусан.

Возможно, Юрий Хмарный на самом деле отошел от дел, а транспорт Анатолия Гусана работает исключительно в законном режиме. Но директор бельцкого транспортного предприятия Аурел Негинэ считает, что утверждения администраторов так называемых такси не всегда соответствуют действительности.

– Сегодня проблема нелегальных перевозок в Бельцах чрезвычайно актуальна. Ежедневно между Кишиневом и Бельцами курсируют около 80 транспортных единиц, выполняющих нелегальные регулярные рейсы. Под деятельностью в режиме такси у нас осуществляется работа на регулярных маршрутах. Чтобы продемонстрировать, что они нарушают закон, то есть не занимаются тем, на что им выдана лицензия, можно элементарно. Каждый пассажир, при заходе в автобус должен оплатить стоимость билета и получить соответствующий билет на проезд. В лучшем случае выдают один чек из кассового аппарата. Но я считаю, что это не дает им право выполнять регулярные рейсы или выдавать эти поездки под видом выполнение заказов, так как фактически эти транспортные средства никто не заказывает, – считает Негинэ, – считает Негинэ, полагающий, что фирмы, нарушающие условия перевозок, можно лишать на некоторое время лицензий.

Он также подтверждает, что среди нелегалов на всех направлениях, особенно на кишиневском, полицейский полицейским погоняет.

– Я даже знаю случай, когда после очередных рейдов выявили, что нелегальными погрузками на Кишинев руководит майор полиции, – рассказал Аурел Негинэ.

Учитывая, что по всей Молдове практически беспрепятственно работают тысячи нелегальных рейсов, то где находятся центры по их прикрытию?

Увы, на этот вопрос однозначно ответить не могут даже представители регулярных перевозчиков.

– Про центр не будем говорить – у нас есть Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, который и должен был вот этот центр вычислить. Где находится второй центр – пускай выясняет ЦБЭПК, их работники получают деньги, у них есть соответствующие средства, знания. Я понимаю, что легче поймать учителя или врача, который взял взятку, чем найти, вычислить этот центр, управляющий нелегальными перевозками, – считает Евгений Дацко, директор Союза транспортников и дорожников Молдовы.

Окончательная победа над нелегалами, уверен Дацко, возможна при ежедневном выявлении случаев незаконной перевозки и лишении виновных лицензии.

– Как у американцев – нужно применять высокоточное оружие, то есть вычислять конкретное транспортное средство, составлять протокол, арестовывать машину и находить следующего нелегала. Массовыми облавами их не поймаешь, они как волки, смешались с собаками и флажков не боятся, через флажки перепрыгивают и уходят, – полагает Евгений Дацко.


Выбор: нелегалы или пассажиры

На фоне повышения цен за проезд в столичных маршрутках не исключено, что перевозчики поднимут вопрос об увеличении тарифов и на междугородные направления. Хотя Николай Лазарь готов отказаться от требований пересмотра тарифа. Но при одном условии.

– Я выступил перед министром транспорта и согласился не повышать цены, если власти уберут нелегальный транспорт. Обещали, но ничего не сделали, – сожалеет Лазарь, признавая, что перекладывать повышение тарифов на пассажиров никто не желает. Но на фоне подорожания горючего и запчастей иного выхода не остается. По крайней мере, утверждают практически все транспортники, если бы процесс борьбы с нелегалами ускорился, осталась бы возможность удержать прежние тарифы хотя бы на поездки микроавтобусов вместимостью до 22 пассажиров.

Но ели власти и в дальнейшем предпочтут не результаты, а сам процесс борьбы с нелегалами, видимость процесса, тарифы на перевозки не единожды успеют подняться. И очередные смертельные рейсы продолжат шокировать общественность. И снова во властных кабинетах кто-то начнет раздувать щеки, хмурить брови и требовать навести порядок на дорогах страны. И, возможно, даже начнется какая-нибудь новая кампания. Но продлится она недолго. И возобновится уже после следующего смертельного рейса. Рейса, на который можем попасть мы, вы или ваши близкие.

Никто не знает, на каком именно маршруте повторится очередная трагедия, какой очередной рейс станет для кого-то хоть и дешевым да быстрым, но последним...



Владимир Тхорик, Галина Васильева
vladimir@pan.md, galina@pan.md



Данное журналистское расследование подготовлено при поддержке Датской ассоциации журналистов-расследователей (FUJ).